ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Профсоюзный урок 10 класс

Тема: «История профсоюзного движения: события и люди»

Учитель: Гулюк А.Ф.

 

Эпиграф:

«Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы»

 

«Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов»

Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 г. ст.23

 

Цели:

заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора белорусской общественной жизни.

 

Задачи:

1) проследить историю создания профсоюзов в период промышленной революции, а также о мероприятиях, проводимых ими;

2) способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества для пробуждения учеников к использованию знаний в реальной общественной деятельности;

3) содействовать повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции;

4) способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении;

5) развитие коммуникативных и мировоззренческих  компетенций.

Учитель: В следующем году Вы ступаете в один из самых важных и ответственных этапов в судьбе каждого человека – завершаете учебу в школе и выходите в самостоятельную, взрослую жизнь. Перед вами открыты все пути. Наше государство представляет огромные права и возможности.

Сегодня нашей стране необходима инициатива, энергия и целеустремленность молодых. Профессионалы высокого класса нужны во всех сферах производства: в промышленности, сельском хозяйстве, науке и культуре, в образовании и здравоохранении. Как никогда востребованы рабочие профессии….

         И везде необходимы ваши ум и руки, сила и энергия. Ведь только труженик, творец и созидатель может по праву называться Человеком с большой буквы. Красоту и духовность в нашу жизнь приносят дела во имя родной страны.

Развитие системы трудоустройства молодежи, создание условий для активного и эффективного его участия в социально-экономической жизни страны - одно из важнейших направлений государственной молодежной политики. Скоро каждый из вас станет перед выбором своего жизненного пути. От вашей позиции, знания своих прав, способности защитить свои интересы  зависит и ваше будущее. И судьба нашей экономики, и всего будущего развития Беларуси.

Актуализация опорных знаний. Работа с изображениями на доске.

- Вспомните, что такое профсоюзы? Что такое профсоюз? Что вы о нём знаете?

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

- В чем отличие профсоюза от партии?

Вопрос к классу:

Что относится к социально-экономическим и трудовым интересам работников?

Ответ: К экономическим интересам относится: уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение

К социальным интересам относится: отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот, например обеспечение жильем).

 К трудовым интересам относится – условия труда система оплаты труда продолжительность рабочего времени продолжительность отпуска обеспечение безопасности труда.

Учитель предлагает учащимся, исходя из названия темы урока, эпиграфов предположить, на какие вопросы они хотели бы получить ответы. Таким образом составляется план урока с помощью учителя. Примерно он будет выглядеть так:

1. Зачатки развития профсоюзов в высоком средневековье.

2. История борьбы трудящихся за свои права.

А) предпосылки возникновения профсоюзного движения.

     Б)  «Мастерская мира» - Великобритания – родина профсоюзов

      В) Развитие тред-юнионизма

3. Профсоюзы в Беларуси.

4.Создание Синквейна «ПРОФСОЮЗ»

5. Реклама профсоюзов. Приём «Надпись на майке»

6.Видеоролик «Профсоюзы Беларуси. Мы вместе». Вопросы для закрепления.

7.Рефлексия. Приём  «Мишень»

1. Учащиеся и учитель рассказывают историю создания прообразов профсоюзов в Западной Европе:

Учитель: в далеком XIIIв. городские купцы и ремесленники объединяются в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха.

         Гильдии и цеха прежде всего должны были защищать своих членов. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые приемы в своем ремесле. Цеховое начальство следило, чтобы все цеха работали в равных условиях труда, чтобы другие не богатели за счет других, не переманивали заказчиков, покупателей, вводили определенный режим работы. Цехи поддерживали вдов и сирот собратьев по профессии, безвременно скончавшихся, помогали своим инвалидам, устраивали общие праздники, контролировали качество продукции. Так зарождались профсоюзы 800 лет назад. Но настоящие профсоюзы возникли в Великобритании.

Проблемное задание учащимся:

На основании рассказов ваших одноклассников ответьте на вопросы:

1)                Какие основные задачи стояли перед профсоюзным движением в период их зарождения?

2)                Какие задачи стоят перед профсоюзным движением сейчас?

А) Учащийся: по мере формирования капиталистического общества появились новые основные социально-экономические классы – предприниматели (капиталисты) и наемные работники. Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты. В эпоху раннего капитализма одним из главных методов повышения дохода предпринимателей было ужесточение требований к работникам: удлинение рабочего дня, сокращение норм оплаты труда, штрафы, экономия на охране труда, увольнения.

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин  до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих.

Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией.

Детский труд с давних пор использовался в сельской местности, однако условия фабричного труда детей были поистине ужасающими. Во Франции только в1841 году был запрещен труд детей до 8 лет и только в 1874 году – до 12 лет.

Женщины были заняты, главным образом, в текстильной промышленности, где не требовалось ни особой физической силы, ни особого обучения. За свой труд женщины получали лишь половину от того, что получали мужчины.

Безработица всю жизнь грозила рабочему человеку. Как только дела предпринимателей шли хуже, он увольнял работников без всякой компенсации. При требованиях о повышении заработной платы или при забастовках он так же мог уволить людей или даже закрыть фабрику. Безработица означала нищету. Зарплата была слишком низкой, чтобы рабочий смог сделать какие-либо накопления.

Б) Учащийся: Великобритания –«мастерская мира» - родина профсоюзов

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета, время промышленной революции, появления наемного труда, товарно–денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников – собственников и работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально – экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.

В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании  были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.

Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие закономерности его развития, которые позже проявлялись и в других странах.

Первые ассоциации рабочих имели строго локальный характер и объединяли только высококвалифицированных рабочих наиболее передовых отраслей. Так, одним из самых первых английских тред-юнионов считается созданный в 1792 союз прядильщиков Ланкашира. Что касается неквалифицированных рабочих, то высокая безработица делала их легко заменяемыми, поэтому на первых порах они никак не могли противостоять произволу нанимателей, а потому оставались за рамками профсоюзного движения. Для вступления в союз требовался большой взнос. В тред-юнионах состояла 10-я часть рабочих Англии.

И предприниматели, и защищающее их интересы государство первоначально проявляли нетерпимость к профсоюзам. Для борьбы с ними вводились специальные законы, запрещающие рабочие союзы и вводящие уголовную ответственность за членство в «заговорщицких организациях». В 1799–1800 в Англии были приняты законодательные акты, которые объявляли рабочие собрания незаконными и накладывали запрет на проведение демонстраций. Однако эти законы не смогли усмирить рабочих, а, наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. Поэтому уже в 1824 антирабочее законодательство в Англии отменили, произошла фактическая легализация тред-юнионов.

Учитель: Почему требования тред-юнионов назывались «требования ножа и вилки»?

Ответ: потому что требования были экономические: улучшить условия труда, сократить рабочий день, увеличить заработную плату. Запретить детский и женский труд в ночное время.

В) Учащийся: Развитие тред-юнионизма

(«Трейд»-профессия, «юнион» - союз)

Тред-юнионизм быстро стал массовым движением. Многочисленные местные профсоюзные организации стали налаживать связи друг с другом, чтобы обмениваться опытом и организовывать совместные действия. В 1834 по инициативе Роберта Оуэна был образован Великий национальный союз тред-юнионов (Grand National Consolidated Trade Union), но эта организация оказалась неустойчивой. Однако в 1868 движение к консолидации английских профсоюзов завершилось формированием Конгресса тред-юнионов (Trades Union Congress), который с тех пор и до наших дней является центральным координирующим органом профсоюзного движения Великобритании.

Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на женщин как на более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров. Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений для женщин-работниц. Лишь в начале 20 в. в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников-мужчин.

Одновременно наблюдались и другие существенные изменения в английских профсоюзах – возникли Новые тред-юнионы (New Trade Unions. Новые профсоюзы стали строиться по производственному (отраслевому) признаку – в их состав входили рабочие разных профессий, но принадлежащие к одной отрасли производства. Кроме того, в члены этих профсоюзов впервые принимали не только высококвалифицированных рабочих, но и неквалифицированных.

В начале 20 в. профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 – около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны.

Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. Например, в США первый общенациональный рабочий союз, Рыцари Труда (Knights of Labor), возник в 1869.

Учащийся: Профсоюзы в Беларуси возникли позднее, чем в странах Западной Европы и в иной по степени развития капиталистических отношений обстановке.

в Российской империи, в состав которой в то время входила основная территория современной Беларуси, быстрое развитие получают капиталистические отношения, наступает эпоха монополистического капитализма. В Беларуси растет число наемных работников, условия труда которых на этом этапе были значительно хуже, чем в центральной России.

Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12 – 14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 года рабочий день официально был установлен 11,5 часа, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную законом норму. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых был широко распространен. Трудились они с утра до поздней ночи в ужасных антисанитарных условиях, получая за это гроши.

Заработная плата рабочих не обеспечивала минимального жизненного уровня. Положение рабочих ухудшалось вследствие штрафов, отнимавших значительную часть заработка.

В то время широкое распространение получили страховые общества, кассы взаимопомощи, больничные кассы, другие общества взаимной помощи,

Первые профессиональные организации рабочих в городах Беларуси возникают в конце 80-х годов ХІХ века. образовалась организация рабочих мелкой и ремесленной промышленности.

рабочего без согласия этого союза, значительно повысилась и зарплата рабочих.

Качественно новую полосу в рабочем движении Беларуси, которая характеризовалась образованными уже по производственному признаку профсоюзами, открыл 1904 год. Именно тогда началось массовое создание профсоюзов в Беларуси. Формировались профсоюзы в Витебске, Гродно, Могилеве, Орше и других городах. Это был этап сплоченной борьбы трудящихся, объединенных профессиональными союзами, для совместных выступлений в защиту своих экономических интересов. 1904 год, когда профсоюзы были созданы практически во всех крупных городах Беларуси, считается отправной точкой для отсчета возраста белорусских профсоюзов.

Учитель: Осенью 1920 г. в г. Минске было создано Временное правление союза работников просвещения и социалистической культуры, оно провело подготовительную работу по созыву съезда, который состоялся 8 – 11 января 1921 года. Именно от этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого профсоюза работников образования.

С 1922 по 1934 год профсоюз работников просвещения объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, ВУЗов и политпросветучреждений. В эти годы профсоюз активно участвует в становлении и развитии отечественной системы образования, воспитания, в поэтапном осуществлении всеобуча, ликвидации массовой неграмотности, осуществлении культурной революции. В 1931 году за успехи в деле образования, активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности профсоюз был награжден республиканским орденом Трудового Красного Знамени.

 Возвращение к проблемному вопросу. Ответ на проблемный вопрос: - защита интересов работников, улучшение условий их труда, системы оплаты, представление интересов работников перед работодателями и на государственном уровне.

Составление синквейна «Профсоюз». Работа в группах.

Приём «Синквейн» Этот прием позволяет обобщить полученные знания, передать свое видение темы, развивает творческое воображение.  Мастер предлагает составить синквейн к слову ПРОФСОЮЗ.

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Пример:

ПРОФСОЮЗ

Справедливый, сильный

Помогает, решает, способствует

Защищает интересы трудящихся

Помощь

 

Создание рекламы профсоюзной организации. Приём «Надпись на майке.

Видеоролик «Профсоюзы Беларуси. Мы вместе». Вопросы для закрепления.

 

Рефлексия. Приём «Мишень»

 

Используемая литература:

М.А. Иванова «Методические рекомендации для проведения профсоюзных уроков для старшеклассников. М.2010

Г.М. Донской «Задания для самостоятельной работы по новой истории. 9 класс. Москва «Просвещение» 1989

 «Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917). Хрестоматия для учителей Составитель А.А. Вагин. Москва «Просвещение» 1978 с.89-90, 97)


Комментариев нет:

Отправить комментарий