Буква |
Интерактивные методы обучения по буквам |
Примечание |
А |
«Ажурная пила». Этот
прием хорошо использовать при изучении
нового материала. Он предполагает самостоятельную работу учащихся с текстом,
что способствует не только усвоению новых знаний, но и создаёт условия для
развития индивидуальной ответственности каждого ученика за порученный участок
работы. Учащиеся делятся на группы, текст разбивается на части. Каждая
группа работает над одной из частей. Все учащиеся данной группы становятся
экспертами изученного ими материала. Далее каждая группа на ватманах отражает
свой текст в рисунках и символах, представляет работу классу и излагает
материал, опираясь на рисунок. Далее организуется беседа, где выясняется
степень усвоения материала. Учащиеся приобретают навыки образного мышления,
развивают творческие способности, активизируют все виды памяти. |
|
А |
«Алфавит». На листе
ватмана представлена технологическая карта по теме, на котором сверху вниз с
левой стороны записан алфавит (за исключением букв, с которых не могут
начинаться слова). Учащимся
предлагается к каждой букве алфавита подобрать термины, понятия, имена,
названия государств, стран, события, которые они изучали по теме. Каждый
учащийся может записать от одного до нескольких слов. Заполнение таблицы
заканчивается при условии, что у нее побывали хотя бы по одному разу все
учащиеся класса. |
Тема «Раннее
Средневековье» А-архитектура,
Азия, анналы, Б-бенефиций,
барщина, барон В-Византия,
варвары, век, вассал, войско, викинги Г-государство,
герб, граф, город, готика Д
– династия, десятина И
т.д. |
А |
«Ассоциации». Педагог сообщает учащимся тему. Например,
«Европейский Союз», просит назвать все ассоциации, которые связаны с данной
темой. Учитель записывает их на доске и комментирует. |
Этот прием позволяет
выявить имеющийся опыт участников по теме, сформировать мотивированный
интерес к теме, помочь развитию коммуникативных навыков учащихся |
Б |
«Бусы Клио». учащиеся дополняют пропущенные даты или понятия. |
1529 – ( )-1588 (Три Статута ВКЛ (-) - 1793 – 1795
(Три Раздела Речи Посполитой) |
В |
«Встаньте,
если…» ·
Аграрную реформу 1557 года провел Сигизмунд III Ваза. ·
В результате Кревской унии Ягайло стал королем
Польши.
|
Этот
метод поможет активизировать учащихся, актуализировать прошлый опыт,
сформировать мотивацию к работе по теме |
В |
«Вычеркни
лишнее».
можно предложить учащимся вычеркнуть лишнего героя или лишнее понятие. |
1.Осадники,
коллективизация,
пацификация,
дефензива, камасация, «Санация». (Коллективизация не относится к Западной
Беларуси в составе Польского государства). 2.
Продналог, советский червонец, запрет частных предприятий, разные формы оплаты
труда, свободная торговля. (Запрет частных предприятий к нэпу не относится) |
В |
«Важные вопросы». Педагог
предлагает учащимся сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить
ответ в процессе изучения новой темы. |
|
Г |
«Герой, дата,
событие». Учитель
называет имя личности. Один ученик называет дату события и событие. Другой
ученик называет, чем знаменита эта личность. |
Это
игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный
материал. Петр Столыпин-губернатор Гродно, председатель Совета
министров, реформатор-1906-Аграрная реформа |
Д |
«Древо познания». В ней учащиеся учатся
ставить вопросы к изученному историческому материалу. На уроке, когда
изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или
работы с текстом записать на листочках 5 различных вопросов и заданий к нему.
После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы
прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева,
на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем
уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и
отвечают на него. |
|
Ж |
«Живая картина». Учащиеся оживляют какое-либо
историческое событие по картине. |
|
З/В |
«Представьте
себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от
сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо
восстановить текст». У
каждого получается свой вариант. При проверке учителю целесообразно
познакомить с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой
игры готовит учащихся к игре с противоположным значением «Зашифруй текст» («Восстанови текст») |
|
З |
«Знаю. Хочу узнать. Узнал». Педагог просит
учащихся на листочках кратко написать по предлагаемой теме что они знают,
хотят узнать, необходимоприкрепить листочки к плакату, и по окончании занятий
заполнить последнюю колонку плаката, что они узнали |
|
И |
«Исторический
снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и
строятся в одну линию. Одни начинает, второй учащийся говорит
предыдущее слово и свое по теме. |
|
К |
«Ключевое слово». Учитель
предлагает ученикам подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются
наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Ученики должны
обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Учитель
организует обсуждение. Очень важно, чтобы оно было. В ходе дискуссии идёт не
только многократное оперативное повторение данного блока информации, но и
рефлексия учащихся, их осмысление значения выдвинутых слов. В
результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На
последующих уроках учитель может написать их на доске или вывесить таблички,
произнести устно. |
|
Л |
«Лэпбук». Создание учащимися в группе или индивидуально самодельных
интерактивных папок с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными
деталями, в которой находится информация на заданную тему. |
В процессе создания «лэпбука» можно закрепить и
систематизировать изученный материал, а её рассматривание позволит быстро
освежить в памяти изученные темы. Лэпбук - это не только отличный способ
выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но и форма представления
итогов проекта. |
М |
«Мнемотехника» |
|
М |
«Мозговой штурм». Абсолютно все идеи и мнения, которые высказываются
учениками, записываются на бумаге или школьной доске, для того что бы в
дальнейшем их можно было проанализировать и выбрать наиболее подходящие.
Например, учитель показывает фотографию памятника и предлагает учащимся дать
ему название. Далее идет анализ высказываний. |
Дети учатся не только высказывать свои мысли,
формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая
их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи; фантазии и воображения; навыки позитивной, адекватной критики — дети
учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других. |
Н |
«Новый материал преподаёт… класс». Класс
делится на несколько групп, учащиеся готовят каждый свою подтему. Одна группа
учащихся готовит вопросы по всей теме |
|
Н |
«Надпись на майке». На
стадии рефлексии можно использовать этот метод. Из листа А-4 вырезается майка
и ученики в команде или индивидуально украшают ее, составляют слоган вывод по
теме занятия или же эмоциональное
отношение к занятию. |
|
Н |
«Немая дискуссия» - свое мнение можно высказать не в устной, а в
письменной форме, как это делают на Интерне-форумах. Каждый может придумать
себе виртуальное имя, под которым будет участвовать в дискуссии. Всего
вопросов для обсуждения будет 4. Они записаны на ватманах. А учащиеся
записывают свои мнения на любой из вопросов и реагируют на уже полученные
ответы своих одноклассников. Главное,
соблюдать правило молчания. В конце «немой дискуссии» учитель подводит итог
и может задать вопрос: какой вопрос
учащиеся считают наиболее интересным, что их удивило в процессе обсуждения, к
какому личному выводу они пришли? |
«Немая дискуссия»
является одним из видов дискуссий, которая позволяет вовлечь в
обсуждение даже тех учащихся, которые редко включаются в разговор. |
О |
«О ком речь?» Учитель зачитывает
поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических
героев. Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя
героя, о котором шла речь. |
М.Ю. Лермонтов: «О знойном острове под небом
дальних стран Где сторожил его, как он, непобедимый, Как он, великий океан». (Наполеон Бонапарт)
|
О |
«Определи художественный стиль». Учащиеся читают предложение, обсуждают к какому
стилю относится определение. |
Необходимо
определить какой это стиль: барокко или классицизм. ·
Основывается
на античную традицию ·
Вычурные и
сложные формы. ·
Праздничность
и парадность. ·
Максимальная
четкая планировка, ·
Красота, пышность, буйство и динамичность ·
Строгость и равновесность, но та же масштабность ·
Блеск и даже
напыщенность, ·
Сдержанный
стиль, который предполагает применение простых линий и правильных
геометрических форм.
|
П |
«Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного
языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям
предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с
«научного» языка на «доступный». |
|
Р |
Игра «Реставрация», в которой сочетается методический прием
конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и
работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с
сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных
слов). Учащимся необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель
предваряет игру примерно следующим образом: |
Необходимо формировать у учащихся умение составлять
конспект и работать с ним. Как известно, конспект — это краткое письменное
изложение материала. Чтобы составлять конспект, необходимо, во-первых,
научиться сокращать слова, а также выделять главное и опускать второстепенное;
во-вторых, важно научиться расшифровывать конспект, то есть краткую запись развернуть
в полный текст, максимально приближенный к исходному материалу. |
Р |
«Рассказ от имени героя». Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени
героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными
способами историческую информацию. |
|
Р |
«Рекламный плакат».
Учащимся
предлагается страны или города, по которым они должны составить рекламу. Она
должна быть достаточно яркой, чтобы быть привлечь внимание каждого. Данное
творческое игровое задание позволяет ученикам посмотреть на изученный материал
под другим углом зрения -это вариант практической работы на уроке истории. |
Город
Полоцк. Это самый древний город Беларуси. Первое упоминание - 862 год. |
С |
«Синквейн». Он
сочиняется и записывается по определённым правилам. 1. Строка-понятие, которое
мы описываем. 2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие. 3
строка – 3 глагола, соответствующие ему.
4 строка – фраза (пословица, поговорка), отражающая основную идею или
отношение к предмету. 5 строка – синоним-вывод, обобщающий смысл одной
строки, 1 слово.
|
Этот
прием позволяет обобщить полученные знания, передать свое видение темы,
развивает творческое воображение. Например: История Подлинная,
гуманитарная Расследует,
устанавливает, учит Изучает человека
в прошлом Память
|
Т |
«Три предложения». Внимательно прослушать и передать содержание
рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру можно использовать при работе
с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь. Правила игры: кому
удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного. |
|
Т |
«Театр статуй». Учащимся предлагается по
очереди представить исторических деятелей, которых они уже знают. Все
остальные учащиеся должны догадаться, кто представлен – назвать деятеля. |
|
Т |
«Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики
распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю
слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда
встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи,
алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран,
Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы. |
Игра
направлена на развитие памяти и внимания учащихся. |
У |
«Узнай личность». Учащиеся должны определить личность по небольшому
описанию |
1.
Художник, пианист, композитор. Создал 500 акварелей мест, связанных с
историей, архитектурой Беларуси. (Наполеон Орда). 2.
Хозяйственный и политический деятель, основатель костела Святых Симеона и
Елены, в 2006 году в этом костеле перезахоронен его прах. (Эдвард Вайнилович) |
Ф |
«Фишбоун». В «голову» помещается тема или название
проблемы. На «верхних косточках» записываются причины событий, понятия, даты,
а на «нижних косточках» сведения, которые раскрывают или конкретизируют
понятия, даты, причины. В «хвосте» записывается вывод.
|
Использование
подобной схемы позволяет учащимся описывать и решать разнообразный набор
учебных проблем (устанавливать причинно-следственные связи, определять
значение исторических явлений, событий, содержание понятий). Работа может
проводится индивидуально и в группах. |
Ч |
«Чистая доска». Заранее учитель пишет на доске план урока. После
объяснения одного пункта учитель стирает этот пункт с доски. До закрепления
урока доска должна быть чистой. В конце урока учащиеся восстанавливают план. |
|
- Зможаце прааналізаваць прычыны
паўстання 1794 года, мэты і вынікі.
- Зможаце ахарактарызаваць
грамадскія погляды і чалавечыя якасці Т. Касцюшкі. Выкажыце свае адносіны
да А. Суворава.
- Даведаецеся, хто такія касінеры,
сэнс “Паланецкага ўніверсала”.
- Зможаце крытычна ставіцца
да крыніц інфармацыі.
- Які лозунг і чаму выкарыстоўвалі
паўстанцы 1794 года?
- У чым блізасць лозунгаў
паўстанцаў Рэчы Паспалітай і Французскай рэвалюцыі?
- Абапіраючыся на лозунг паўстання
1794 года вызначыце прычыны паўстання і мэту.
- Ці былі альтэрнатывы падзелам
Рэчы Паспалітай?)
- Хацелі б вы выкарыстоўваць на
ўроку не толькі тэксты падручніка? Чаму?
- Ці была праца з
медыятэкстамі карыснай?
- Што для вас было новым?
- Ці можам мы давяраць кожнаму
тэксту з Вікіпедыі?
- Ці хацеў бы я стаць
стваральнікам Вікіпедыі? Чаму?
Настаўнік: Бода К.М.
3. Тлумачэнне новага
Комментариев нет:
Отправить комментарий